Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Осторожно: информационные технологии
Последствия
компьютерной зависимости
Длительная работа за компьютером негативно сказывается на разных
функциях детского организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной
и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате. Сегодня этим
ребятам 10–14 лет, а к 20 годам, по прогнозам специалистов, у них можно будет
диагностировать испорченное зрение (примерно у 30%), снижение слуха из-за использования
наушников (почти у половины), искривление позвоночника (более чем у 80%). Конечно,
все это можно заработать и без компьютера, просто ведя малоподвижный образ
жизни, недостаточно отдыхая, неправильно питаясь и пр. А компьютер становится
лишь еще одним звеном в этой цепи. Но если зрение и слух могут испортиться посредством
клавиатуры, мыши и монитора, то на психику в первую очередь влияют игры и Интернет.
Это то, что затягивает, то, от чего невозможно оторваться, без чего многие
больше не представляют своего существования.
Игровая или интернет зависимость – явление, имеющее очень
серьезные и долговременные негативные последствия. Подобная зависимость
чрезвычайно устойчива к психотерапевтическим воздействиям и не всегда им поддается.
Необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Мы
подразумеваем детей и подростков, которые проводят время в чатах и на форумах,
за играми (а не занимаются работой в Интернете, например, сбором информации в
учебных целях). Кстати, они составляют около 90% от всех, долго сидящих в Сети.
В литературе описано
психологическое состояние человека любого возраста, если он попадает в данную
зависимость: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, невозможность
остановиться, пренебрежение семьей и друзьями, ощущение пустоты, раздражения
вне компьютера, проблемы с работой или учебой. Опасными сигналами являются
также навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, предвкушение
следующего сеанса онлайн.
В сетях глобальной Паутины
Первое впечатление
от Интернета, как правило, положительное. Это – величайшее, удивительное изобретение,
при помощи которого человечество совершило огромный скачок в своем развитии. Интернет
упрощает нашу жизнь, открывает перед нами все больше возможностей. В один
момент мы можем получить какую угодно интересующую нас информацию, за считанные
секунды связаться с любой точкой мира.
Но психологи и
педагоги отмечают и отрицательную сторону Интернета. Сокращается круг общения
детей и подростков. Они ограничиваются виртуальными контактами в чатах и на
форумах, уходя от реальных проблем. Нельзя закрывать глаза и на то, что во
Всемирной паутине имеется масса сайтов, которые разврущающе влияют на ребенка,
и
многие из них доступны школьникам.
Каков же психологический
портрет этой аудитории? Детям и подросткам, помногу часов просиживающим в
Интернете, зачастую необходима социальная и психологическая поддержка. У них
большие трудности в общении, они застенчивы, закомплексованы, испытывают неудовлетворенность,
у них низкая самооценка.
Все эти проблемы как
бы и решает Интернет, который словно говорит детям: «Идите в чат, представляйтесь
кем угодно, вы удовлетворите любые желания – и ничего не бойтесь». И ребята
спешат отправиться в безопасную для себя среду, ни к чему
не обязывающую жизнь. Но таким образом они не только усугубляют
те свои черты, от которых хотели бы избавиться, но и приобретают новые, уходя от
действительности посредством изменения своего психического состояния,
виртуально меняя пол, возраст и т.д.
Возникающие в ходе
общения через Интернет яркие, неожиданные ситуации для некоторых становятся
привлекательнее тусклой повседневности с ее стертыми, рутинными ролями,
казалось бы, не требующими ни малейшего проявления творческой фантазии.
Интернет дает
ощущение вседозволенности, ведь можно все. Здесь существуют клубы самоубийц,
наркоманов, даже клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно
заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита,
обучиться правильно подбирать наркотики. В Интернете огромное
количество эротики. Большинство молодых людей покупают модемы только для того,
чтобы зайти на соответствующие страницы.
Можно легко найти и
сайты, где свободно продаются видеоматериалы с детской порнографией.
Разумеется, в интернет-контактах есть и положительные
моменты. Например, многие ребята общаются по интересам, делятся новинками в
компьютерной сфере. А для кого-то посещение виртуального клуба – хорошая
альтернатива драке на улице.
Компьютерные
игры
Исследования последних
лет, в том числе проведенные в лаборатории социальной психологии детства Института
психолого-педагогических проблем детства РАО, указывают на мощные рычаги
манипуляции в компьютерных играх, в частности, на скрытый характер особых
оптических эффектов, разрушающих барьеры в сознании и внедряющихся в подсознание.
Быстро формирующаяся психологическая зависимость от игры сродни наркотической,
она
отчуждает ребенка от общения со взрослыми и ровесниками,
сужает сферу совместной деятельности
внутри семьи. Компьютер вытесняет традиционную игру, в том
числе коллективную со сверстниками, столь необходимую для психического развития
и личностного становления.
А теперь давайте
обратимся к коробочке от компьютерной игры. Вот что написано на одной из них: «Внимание!
Игра содержит сцены насилия, не рекомендуется детям до 18 лет». Но ведь «не рекомендуется»
– не значит «запрещено». Поэтому игру спокойно продают и младшим школьникам
тоже. Предыстория – то, что написано на упаковке: «Вас приговорили к смерти, за
вами гонится полиция, бандиты при первой же встрече с мафией назначают за вашу
голову цену. Теперь ваш ход – месть.
Придется грабить,
догонять, убивать. Особенности игры – дюжина способов для убийства: руки, ноги,
бейсбольная бита, дробовики и пистолеты». У молодежи стремительными темпами
растет агрессивность, которая вызвана чрезмерным, а
иногда и болезненным увлечением подобными играми. Достаточно
вспомнить случай, происшедший в Москве около года назад, когда двое
Психологические
симптомы компьютерной зависимости:
1. хорошее
самочувствие или эйфорияза компьютером;
2. невозможность остановиться;
3. пренебрежение семьей и друзьями;
4. ощущение пустоты, депрессии,
5. раздражения вне компьютера; проблемы
с работой или учебой.
подростков из так называемых благополучных семей забили
насмерть совершенно незнакомого им парня без каких-либо на то мотивов, а просто
как продолжение компьютерной игры.
С моей точки зрения,
конечно, за этими вещами должен быть установлен очень жесткий государственный
контроль. И маркировка на упаковках игр должна быть обязательно с указанием
возраста и запрета на продажу лицам моложе указанных лет. Иначе коробочки с
убийствами могут попасть в руки не только младших школьников, но и дошкольников.
Малыши, слава богу, не умеют читать. Но у них хорошая память, и если им прочтет
надпись старший друг, брат или сестра, то они, уж будьте уверены, запомнят это
надолго.
Существуют также
игры, в которые ребята играют друг с другом через Интернет. При этом выбирают
они преимущественно агрессивные игры и способы общения.
Идентификация с персонажем, ролевое поведение и самоутверждение
с помощью силы и экспансии могут привести к тому, что нормальные человеческие
взаимоотношения станут невозможны.
В связи с тем, что
игровое поведение может проецироваться на реальный мир и наоборот, необходимо
задуматься о нравственных категориях. Размытость нравственных ориентиров и
духовных заповедей вынуждает подрастающее поколение балансировать между добром
и злом.
Конечно, и
компьютерные игры бывают разными, некоторые оказываются даже полезными. Так, многие
ребята предпочитают игры-стратегии, которые неплохо развивают логическое
мышление.
Задача
педагога
Специалисты считают,
что лет через десять сегодняшние подростки (особенно старшие), которые
уже имеют компьютерную зависимость, могут стать пациентами
психиатров. Часть их них могут страдать депрессиями, часть – агрессивным
поведением.
Кроме того, уход в
иллюзию, непонимание сложностей реальной действительности, стремление принимать
простейшие решения могут привести к проблемам в общении, в личной и
профессиональной жизни.
Вот почему педагогам
необходимо принимать соответствующие профилактические меры. Работа преподавателя
должна быть направлена на оптимизацию положения отдельных учащихся в школе, чтобы
они не использовали уродливые способы самоутверждения.
Особую сложность
представляет организация совместной деятельности подростков, имеющая социальную
значимость, чтобы она не была навязана, отвечала их потребностям, чтобы они чувствовали
свою важность здесь и сейчас, не испытывая необходимости уходить в виртуальный мир.
Важно расширять
сферу интересов ребят, делать возможным посещение ими различных секций, кружков,
чтобы такое времяпрепровождение позитивно сказывалось на их здоровье.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: abes (01.11.2012)
|
Просмотров: 623 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
|